Начало поста

Великий пост... Вечером Прощеного воскресенья храм преображается, приобретает строгий великопостный вид. Аналои покрываются черными облачениями, ковровые дорожки заменяются на коричневые, вместо красных огонечков лампад мерцают темно-синие. Духовенство служит в  постовых ризах. Особенно строгая первая неделя: и в пище, и главное – в богослужении. Послушания на первой недели поста выполняются только самые необходимые, потому что в эти дни все должны обязательно посещать службы. Причем, это касается не только монашествующих; постоянные прихожане также стараются по возможности каждый день быть в храме; если утром не позволяет работа, то хотя бы вечером, когда в первые четыре дня поста читается Великий покаянный канон прп.Андрея Критского. Утренняя же служба продолжается около шести часов. В Великий пост богослужение совершается по особому чину. В будние дни не бывает полной Божественной Литургии. Каждый день служатся часы, на которых читаются кафизмы, что увеличивает продолжительность службы. Вся Псалтирь – эта богодухновенная учительница молитвы – за неделю прочитывается два раза, тогда как в другое время – только один раз. Псалмы помогают возводить ум к Божественному, а душу настраивают на молитвенный лад. Многократно в течение службы читается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами. Земные поклоны – неотъемлемая часть великопостного богослужения. Они даны нам в помощь: смиряют  тело и душе напоминают о необходимости смирения пред Богом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.  

Однако в этом году покаянно-скорбное настроение первой недели поста было некоторым образом прервано: на четверг пришелся день памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского и с ним пострадавших. Этот святой игумен, претерпевший мученическую кончину от латинян в 1299 году, является покровителем Снетогорской обители, и день его памяти всегда отмечается торжественно. 

О святом Иоасафе нам мало известно: только то, что он первым игуменом Снетогорского монастыря. Когда враги напали на Русь, они разорили Снетогорский монастырь и Мирожскую обитель, где также пострадала братия во главе с игуменом Василием. Они не испугались, но жизнью своей исполнили слова Господа: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк.8:34).

Этот святой подвигом добрым подвизался и оставил нам пример. Постараемся же не забывать его подвига, его служения и подражать ему для спасения наших душ, для утверждения и славы нашей родной России!   Время Великого поста – это всегда время подвига. Однако под подвигом для нас не подразумевается суровая пустыня, вериги и отсутствие пищи – нет, подвиг – от слова «подвинуться»: чуть-чуть себя ущемить, отказать себе в привычном удовольствии, потерпеть немощь ближнего и не сказать ему грубого слова, немного понудить себя на молитву – и на эту малость стать ближе к Богу, Так каждый на своем месте, на своем послушании, на своей работе, из своего состояния может приближаться к Богу, двигаться ко спасению. В этом да поможет всем Господь!